пятница, 12 февраля 2021 г.

 Донецко-Криворожской советской республике — 103.


12 февраля 1918 г. на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове была провозглашена Донецко-Криворожская советская республика (ДКСР) на территории Донецко-Криворожского бассейна как автономия в составе РСФСР.

Месяц спустя, в марте 1918 г., было объявлено о включении территории республики в состав Украинской Советской Республики (окончательная ликвидация образования произошла в феврале 1919 г.).

В различных документах ДКСР также использовались названия:
— Донецкая Республика, Донецкая республика Советов,
Республика Донецкого и Криворожского (в некоторых документах — Криворогскаго) бассейнов,
— Федеративная республика Донецкого бассейна, Донецкая Федерация,
— в устном и неформальном общении употреблялись названия Донкривбасс, Кривдонбасс и даже просто Республика Донбасс.
На съезде с докладом об организации власти в Донбассе и Криворожье выступил большевик Васильченко, придерживавшийся мнения, что в основе создания Советского государства должен лежать принцип территориально-производственной общности областей: «По мере укрепления Советской власти на местах федерации Российских Социалистических Республик будут строиться не по национальным признакам, а по особенностям экономически-хозяйственного быта. Такой самодовлеющей в хозяйственном отношении единицей является Донецкий и Криворожский бассейн. Донецкая республика может стать образцом социалистиче­ского хозяйства для других республик». Васильченко настаивал на создании автономной Донецко-Криворожской республики, выделении её из состава Украины (Украинской Народной Республики Советов) и включении в состав Советской России. Его предложения активно поддержал Артём (Ф.Сергеев) и большинство делегатов съезда, принявших постановление «По вопросу о выделении Донецкого Бассейна». Провозглашённая автономия претендовала на Екатеринославскую, Харьковскую и часть территории Херсонской губернии, а также территорию нынешней Ростовской области с Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Новочеркасском.

Значительный вклад в развитие идеи административного обособления Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района внёс ещё в царское время Совет Съезда горнопромышленников Юга России (ССГЮР).
Промышленников не устраивало разделение цельного Донецко-Криворожского промышленного региона на три административные единицы — Екатеринославскую, Харьковскую губернии и автономную Область Войска Донского. Уже с конца XIX в. предприниматели начали указывать на его «экономическую неделимость» в составе России. Уже к Февральской революции 1917 года в Донецко-Криворожском регионе сложился консенсус экономических и политических элит по поводу необходимости объединить угольные и металлургические районы края в единую область со столицей в Харькове или Екатеринославе. Осуществлением этой идеи стало создание в марте 1917 года особого Донецкого комитета.

В апреле — мае 1917 г. в Харькове состоялся 1-й областной съезд Советов рабочих депутатов Донецкой и Криворожской областей, на котором завершился процесс административного объединения Харьковской и Екатеринославской губерний, Криворожского и Донецкого бассейнов. Область разбили на 12 административных районов, в каждый из которых входило 10—20 местных советов. При формировании новой области игнорировалось старое административное деление Российской империи — в неё вошли Макеевка и примыкающие к Мариуполю и Таганрогу земли, которые принадлежали Области Войска Донского, а также Кривой Рог, относившийся к Херсонской губернии. Председателем Совета и Исполкома Донецко-Криворожского объединения был избран эсер Лазарь Голубовский.

Летом 1917 г. возник спор между Временным правительством и Центральной Радой о распространении юрисдикции последней не только на земли Малороссии, но и на Новороссию и часть Донбасса.

Комиссия Временного правительства в августе направила Генеральному секретариату (правительству) Центральной Рады «Временную инструкцию», согласно которой правомочность Генерального секретариата распространялась лишь на 5 из 9 заявленных губерний — Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую, да и то за исключением нескольких уездов. В апреле 1918 года, когда к Харькову подступали немецкие войска, именно на этот документ ссылался Артём (Ф.А.Сергеев), обосновывая правомерность границ между Донецкой республикой и УНР, правительство которой пригласило оккупационные войска.

29 ноября орган власти Донецко-Криворожской области — исполком местных советов — принял официальную резолюцию: «Развернуть широкую агитацию за то, чтобы оставить весь Донецко-Криворожский бассейн с Харьковом в составе Российской Республики и отнести эту территорию к особой, единой административно-самоуправляемой области».
30 ноября пленум Облисполкома отверг III Универсал Центральной Рады, заявившей претензии на Донецкий и Криворожский бассейн, и потребовал проведения референдума по вопросу самоопределения края.

Местные Советы неоднозначно оценили создание Донецко-Криворожской Советской Республики. Бахмутский и Юзовский Советы поддержали, в Екатеринославе городской Совет был против создания республики, а районный — за.
За два месяца до провозглашения Д-КС Республики в Харькове состоялся альтернативный Первый Всеукраинский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который провозгласил Украину советской республикой (республикой Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов). 19 декабря 1917 (1 января 1918) года Совет народных комиссаров РСФСР признал Народный секретариат УНРC единственным законным правительством Украины.

Большинство советских историков утверждали, что провозглашение самостоятельной Д-КС республики противоречило указаниям Ленина и ЦК российской партии большевиков неодобрительно отнёсся к выделению Донбасса и Криворожья в отдельную республику. Отрицательное отношение Ленина к этим действиям будто бы высказано в письме к Орджоникидзе. В телеграммах, адресованных представителям Совета Народных Комиссаров на Украине, В. Ленин требовал «сурового соблюдения суверенитета Советской Украины, невмешательства в деятельность ЦИК Советов Украины, тактичности в национальном вопросе, заботы об укреплении сотрудничества Украинской и Российской Советских республик». Такого же мнения придерживался и председатель ВЦИК Свердлов. 17 февраля он, отвечая на телеграмму Артёма (Ф.Сергеева), в которой сообщалось о создании Донецко-Криворожской республики и о выделении её из состава Советской Украины, направил ему телеграмму: «Выделение считаем вредным».

Владимир Корнилов (донецкий политолог и историк, журналист, телеведущий), ссылаясь на мемуары свидетелей и участников тех событий, утверждает, что Ленин и значительная часть ЦК РСДРП(б) были заранее осведомлёны о намерениях местных большевиков (в первую очередь Артёма (Ф.Сергеева)) и не имели принципиальных возражений против провозглашения Донецкой республики, в отличие от И.Сталина, отвечавшего в ЦК за национальный вопрос. Как бы то ни было, руководство Советской России де-факто признало Донецкую республику и поддерживало официальную переписку с её органами.

На пленуме ЦК РКП(б) в марте 1918 г., прошедшем на фоне разворачивающейся оккупации территории Украины австро-германскими войсками, в присутствии Ленина и представителей Советской Украины Артёма (Ф.Сергеева), В.Затонского и В.Шахрая было обстоятельно рассмотрено положение на Украине, взаимоотношения между Народным секретариатом УНРС и Совнаркомом До-КС республики. Постановление Пленума также свидетельствует об отрицательном отношении ЦК к обособлению Донецко-Криворожской республики. Пленум решительно заявил, что Донбасс является частью Украины, и обязал всех партийных работников Украины, в том числе Донецкого и Криворожского бассейнов: а) принять участие в созывавшемся в Екатеринославе II Всеукраинском съезде Советов, б) создать на этом съезде единое правительство для всей Украины, в) всем партийным работникам Украины сообща работать над созданием единого фронта обороны против наступавших австро-германских оккупантов. Представителем ЦК РКП(б) на Украине был утверждён Орджоникидзе.

В состав республики вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний (целиком), часть Криворожья Херсонской губернии, часть уездов Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающих к ним промышленных (угольных) районов области Войска Донского по линии железной дороги Ростов-Лихая (фактически всё Левобережье).
Сейчас это нынешние Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская области, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская, Николаевская и российская Ростовская.
Столицей республики был Харьков, затем Луганск.






Комментариев нет:

Отправить комментарий