Положение о поурочном плане педагога

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 6 от 23.10.2020.

Утверждено приказом

от 23.10.2020 № 222

Вр.и.о.директора

___________________

Т.Н. Думбай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение

 

о поурочном плане педагога

 

 Муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная школа № 39 города Макеевки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о поурочном плане педагога

1.Общие положения

1.1. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

-  учителя - по организации учебно-воспитательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, который подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной среды, учебного материала, учебной деятельности,

- учащихся - по овладению предметными и метапредметными знаниями и умениями соответствии с учебной программой.

 

1.2. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

 

1.3.    Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой учителя по предмету.

 

1.4.   Основные задачи поурочного плана:

 -определение места урока в изучаемой теме;

- определение методической цели, образовательных, воспитательных развивающих задач;

- отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока;

- группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

- отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

 

2.Разработка поурочного плана

2.1. Основными компонентами поурочного плана являются:

Ø организационный: подготовка учащихся к работе на уроке (приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния  классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);                                         организация внимания.

Ø целевой: постановка методической цели и задач урока, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

Ø мотивационный: выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Ø коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

Ø содержательный: подбор материала для организации деятельности учащихся т. д.;

Ø технологический: выбор форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения;

Ø контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

Ø аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности.

 

2.2. Цель и задачи урока должны способствовать формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

 

2.3. Этапы планирования урока:

-  определение типа урока, разработка его структуры;

-  отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

-  подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

- выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

-  определение форм и объема домашнего задания;

-  продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

-  оформление поурочного плана.

 

2.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

•  учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

•  определение способов развития познавательного интереса учащихся (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

•  продумывание приемов педагогической техники.

 

3. Оформление поурочного плана

3.1.               Поурочный план оформляется в виде конспекта.

 

3.2.      Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.

 

3.3. В формальную часть конспекта включается:

- тема урока;

- методическая цель урока;

- задачи урока;

- планируемые предметные и метапредметные результаты урока.

- тип урока, форма проведения, формы организации учебной деятельности;

- оборудование, ТСО.

 

3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в четыре группы (по Л.Г.Петерсон):

- урок «открытия» нового знания;

- урок рефлексии;

- урок построения системы знаний;

- урок развивающего контроля.

 

3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

 

3.5.1. уроки «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:

1) Мотивация к учебной деятельности;

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3) Выявление места и причины затруднения;

4) Построение проекта выхода из затруднения;

5) Реализации построенного проекта;

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

3.5.2. уроки рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Уроки рефлексии имеют следующие этапы :

1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализация построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

3.5.3. уроки построения системы знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

уроки построения системы знаний имеют следующие этапы

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

 

3.5.4. уроки развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:

1)Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализации построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Решение заданий творческого уровня;

9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

 

3.6. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форма его оформления должна соответствовать общешкольной форме:

Формальная часть

Ø Тема урока:

Ø Методическая цель урока:

Ø Задачи урока:

     - обучающая;

     - развивающая;

     - воспитательная.

Ø Тип урока:

Ø Оборудование:

 

Содержательная часть

Ø Организационный этап

Ø Актуализация опорных знаний

Ø Мотивация учебной деятельности

Ø Работа над темой урока

Ø Рефлексия

Ø Итог урока

Ø Домашнее задание

Ø Оценивание

 

4. Анализ реализации поурочного плана

4.1. Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации

4.2 Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. Учитель и представитель администрации, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. (Приложение)

 

5. Самоанализ реализации поурочного плана

5.1. Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

 

5.2.      Самоанализ урока дает возможность:

-    правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

-    развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

-    формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-    формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

 

VI. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на педагогическом совете школы и утверждается (вводится в действие) приказом руководителя.

6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством.

6.3. Положение о поурочном плане принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном в п 6.1. настоящего Положения.

6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция утрачивает силу автоматически.

 

V. Контроль и хранение поурочного плана

4.1. Контроль за ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.

 

4.2. Поурочный план может составляться в рукописном и напечатанном виде.

 

4.3. После посещения урока администрация школы проверяет поурочный план учителя по данному предмету.

 

4.4. Хранение поурочного плана осуществляет учитель в течение учебного года.

 

4.2. Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет). В этом случае делается обязательная корректировка в конспекте (учитывая особенности класса, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и пр.)

 

 Приложение

 

Алгоритм педагогического самоанализа урока

 

    I. Краткая общая характеристика класса

1.          Общая подготовленность класса:

Умение учащихся:

-    работать в парах;

-    работать в малых группах;

-    слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-    самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 

2.          Общая характеристика общения.

 

3.          Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 

4.          Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 

5.          Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II. Анализ эффективности проекта урока

1.    Реальность цели урока.

2.    Каким образом организовать работу на уроке?

3.    Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.    Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.    Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.    Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.    Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.    Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.    Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.    Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.    Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.    Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.    Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.    Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.    Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.    При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?
5.    Была ли принята учебная задача учащимися?

6.    Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7.    Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.    Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.    Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.    Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV. Оценка целостности урока

1.    Насколько содержание урока соответствовало требованиям ГОС?

2.     На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.    Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.    Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий