Страница библиотекаря





100 ЛУЧШИХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 

Возраст: 1-6 лет

1. Шел Силверстайн. Щедрое дерево. Издательство «Мелик-Пашаев»

Жил на свете мальчик. Каждый день он приходил играть на поляну, где росла дикая яблоня. Мальчик взбирался по её стволу, качался на ветвях и ел её плоды. Яблоня давала мальчику всё, что было нужно для счастья. Но шло время, мальчик взрослел, и для счастья ему стало нужно гораздо больше: деньги, собственный дом, прочная лодка… И яблоня отдала себя всю без остатка, лишь бы мальчик исполнил свои мечты и был счастлив.

Эта светлая притча об истинной любви, ничего не требующей взамен, впервые была опубликована в 1964 году и вот уже полвека путешествует по миру. Книга давно находится в рейтингах мировых бестселлеров, переведена более чем на 30 языков, а её суммарный тираж за эти годы превысил восемь миллионов экземпляров.

Шел Сильверстайн был разносторонним человеком: музыкантом, художником, сценаристом, драматургом, писателем и поэтом. Его музыкальные композиции удостаивались премии «Грэмми» и номинировались на «Оскар» в номинации «Лучший саундтрек». Но мировую известность Сильверстайну принесли прежде всего его детские книги, которые он сам же и иллюстрировал.

2. Юрий Коваль. Сборник стихов «Сколько хочешь крокодилов». Издательство «Самокат»

3. Вадим Левин. Стихи с горчицей. Издательство «Самокат»

4. Марина Бородицкая. Сборник стихов «Майкина книжка». Издательство «Клевер Медиа Групп»

5. Анастасия Орлова. Это грузовик, а это прицеп. Издательство «Росмэн»

6. Кристина Андрес. Как приручить волков. Издательство «Редкая птица»

7. Рафик Шами, Катрин Шерер. Мышкины страхи. Издательство «Редкая птица»

8. Лоренц Паули. Только все вместе. Издательство «Редкая птица»

9. Бригитта Эндрес, Жоэль Турлонья. Послушайте, я здесь! История маленького хамелеона. Издательство «Энас-книга»

10. Булат Окуджава. Сказка-притча «Прелестные приключения». Издательство «Время»

Это были письма к сыну, тогда четырёхлетнему мальчику, написанные крупными буквами, с забавными картинками. Окуджава присылал их из Ялты, чтобы сын не грустил в разлуке. Однажды эти письма увидела поэтесса Белла Ахмадулина. «Да это же готовая книжка!» − воскликнула она. По её совету Окуджава объединил все письма в сказочную повесть. Она почти сразу же была переведена на несколько языков и издана в Чехии, Польше, Грузии, Израиле, Японии. Так что героев философской сказки-притчи «Прелестные приключения» во многих странах знают так же хорошо, как «Маленького принца» или «Чайку по имени Джонатан Ливингстон».

На русском языке книжка выходила дважды, оба раза с иллюстрациями автора. Она очень быстро разошлась и стала практически музейной редкостью − в доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине хранятся всего несколько экземпляров. Но сейчас у «Прелестных приключений» начинается новая жизнь. Сказку оформил художник Евгений Антоненков.

11. Роберт Макклоски. Черника для Саши. Издательство «Розовый жираф»

12. Торбен Кульманн. «Линдберг. Невероятные приключения летающего мышонка». Издательство «Поляндрия»

13. Йозеф Чапек. Приключения Пёсика и Кошечки. Издательство «Азбука»

14. Настя Коваленкова. Капля. Издательство «Арт-Волхонка»

15. Евгений Анисимов, Никита Андреев. От мачты до киля. Издательство «ДЕТГИЗ»

16. Гелия Певзнер, Мария Марамзина. Варенье Нострадамуса. Издательство «Арт-Волхонка»

17. Нина Дашевская. Вилли. Издательство «КомпасГид»

18. Анастасия Орлова. Сборник стихов «Мы плывём на лодке». Издательство «Детское время»

19. Айрат Багаутдинов. Что придумал Шухов. Издательство «Арт Волхонка»

20. Илья Колмановский. Почему птицы не падают? Издательство «Розовый жираф»

Автор всеми любимых подкастов «Карманного учёного», биолог, журналист и руководитель биологической лаборатории Политехнического музея написал смешную и очень интересную детскую энциклопедию. Здесь нет сложных терминов и длинных статей. Текст разбит на маленькие главки, и каждую сможет осилить даже начинающий читатель.

21. Александр Блинов. Рассказы толстого мальчика. Издательство «Арт-Волхонка»

22. Уильям Макклири. История про волка. Издательство «Карьера Пресс»

23. Кейт ДиКамилло. «Флора и Одиссей. Блистательные приключения». Издательство «Махаон»

24. Анастасия Строкина. Кит плывёт на север. Издательство «КомпасГид»

25. Торнтон Берджесс «Матушка Западный ветер». Издательство «Карьера Пресс»

26. Джойс Сидман. Живые спирали. Издательство «Карьера Пресс»

27. Петр Багин. Книга-картинка «В лесу». Издательство «Мелик-Пашаев»

28. Алан Серр. Я имею право быть ребёнком. Издательство «Самокат»

Возраст: 6-12 лет

29. Уильям Грилл. «Затерянные во льдах. Экспедиция Шеклтона». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

На закате «золотого века полярных исследований» британский путешественник Эрнест Шеклтон отправился в дальнюю экспедицию, чтобы пересечь замёрзшее сердце Антарктики. Но его планам не суждено было сбыться. Корабль «Эндьюранс», подойдя к материку, оказался намертво заперт льдами и затонул. Оставшись без корабля, в тысячах миль от дома, команда предприняла отчаянную попытку спастись и отправилась через льды Антарктики в поисках помощи.

Реальная история о героической экспедиции Шеклтона вошла в историю полярных исследований как пример мужества и выносливости людей, сумевших выжить в экстремальных условиях.

Британский художник Уильям Грилл пересказал эту историю детям, украсив её потрясающими иллюстрациями, которые с документальной точностью воссоздают мельчайшие детали экспедиции.

30. Элси Хоумланд Минарик. Цикл рассказов «Медвежонок». Издательство «Розовый жираф»

31. Бьерн Оусланд. «Нансен. Через Гренландию» и другие книги серии «Великие экспедиции». Издательство «Паулсен»

32. Тед Хьюз. Железный человек. Издательство «Карьера Пресс»

33. Мария Грипе. Сказка «Дети стеклодува». Издательство «Белая ворона»

34. Радий Погодин. Сказочная повесть «Турнир в королевстве Фиофигас». Издательство «Самокат»

35. Роальд Даль. Повесть «Свинтусы». Издательство «Самокат»

36. Ян Грабовский. Повесть «Тузик, Рыжий и гости». Издательство «Мелик-Пашаев»

37. Энджи Триус, Марк Доран. «Животные-врачи. Как животные лечат друг друга». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

38. Даниэль Нассар. Животные-архитекторы. Как животные строят свои дома. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

39. Владимир Бабенко. Ворона и её родственники. Издательство «Редкая птица»

40. Олег Бундур. «Навстречу белому медведю». Издательство «Росмэн»

Многие ли из нас бывали на Северном полюсе, видели белых медведей, гуляющих по огромным льдинам? А кто ездил на настоящем атомном ледоколе? Автору книги «Медведю белому навстречу» Олегу Бундуру это удалось. На ледоколе «50 лет Победы» он совершил путешествие по Северному Ледовитому океану к самому полюсу и обратно. И написал книгу, чтобы рассказать детям обо всём удивительном, что увидел. Простым и понятным языком автор рассказывает о белых медведях, тюленях и северных птицах, о параллелях и меридианах, о порядках на судне и даже объясняет устройство атомного двигателя.

41. Ульф Сведберг, Лена Андерсон. «Круглый год». Издательство «Белая ворона»

42. Ольга Дворнякова. Книжка про снежинки. Издательство «Настя и Никита»

43. Оуэн Дэйви. Без ума от обезьян. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

44. Торстейн Хеллеве, Эстер ван Хюльсен. «Ида. Взгляд из прошлого». Издательство «Пешком в историю»

45. Мартин Содомка. Книги серии «Технические сказки»: «Как собрать мотоцикл», «Как собрать автомобиль», «Как собрать самолёт». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

46. Александр Ткаченко. А у нас водопровод. Издательство «Настя и Никита»

47. Наталья Сапункова. «Воплощение времени». Издательство «Настя и Никита»

48. Анке Бер. Эндрес, сын купца. Из жизни средневекового города. Издательство «Пешком в историю»

49. Кэтрин Тиммеш. Придумано девочками. Истории о выдающихся изобретательницах. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

50. Алексей Олейников. Скажи мне «Здравствуй!». Издательство «Самокат»

В России люди разных национальностей веками жили рядом друг с другом и находили общий язык. Сегодня те, кого мы ещё недавно называли «жители братских республик», вдруг стали «мигрантами». Если объяснить, кто такие мигранты в действительности, почему они были вынуждены уехать из родных мест, если приоткрыть дверь в их культуру, возможно, мы станем сосуществовать более гармонично. Историям о мигрантах и посвящена книга Алексея Олейникова «Здравствуй».

51. Фаина Османова. Буравчик дошёл до ручки. Чем и на чём писали в разные времена. Издательство «Бослен»

52. Василий Волков, Наталия Волкова. Профессии старой России в рисунках и фотографиях. Издательство «Речь»

53. Джеймс Мейхью. Кати в картинной галерее. Издательство «Молодая мама»

54. Лаймен Баум. «Великий Чародей страны Оз». Издательство «Розовый жираф»

55. Елена Борисова. Детство на кораблях. Издательство «Арт-Волхонка»

Иллюстрированное издание для семейного чтения, повествующее о нелёгкой судьбе детей моряков Русской эскадры, вынужденных в 1920 году покинуть берега России.

56. Рудольф Чехура. «Макси-пес Фик». Издательство «Белая ворона».

57. Жан Реньо, Эмиль Браво. Книга-комикс «Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла». Издательство «Бумкнига»

58. Давид Кали. Книжка-картинка «Я не сделал уроки, потому что…». Издательство «Карьера Пресс»

59. Пол Гэллико. Новелла «Верна». Издательство «Клевер Медиа Групп»

60. Азбучные истины. Издательство «Клевер-Медиа-Групп»

Книга для умных подростков, которые хотят мыслить и делать выводы. Здесь собраны мнения 33 современных писателей о 33 различных философско-этических понятиях. Каждое из понятий соответствует одной из букв русского алфавита. Среди авторов — Людмила Петрушевская, Борис Акунин, Александр Архангельский, Борис Гребенщиков.

61. Станислав Востоков. «Высшим силам требуется помощь». Издательство «Клевер Медиа Групп»

62. Анатолий Орлов. Повесть «Оленёнок Пим». Издательство «Росмэн»

63. Александра Литвина. Метро на земле и под землёй. Издательство «Пешком в историю»

64. Йен Грэхем. Познавательный комикс «Рискни подняться на Эверест» и другие книги серии «Опасные приключения». Издательство «Паулсен»

65. Екатерина Польгуева. «За секунду до взрыва». Издательство «Время»

Эта книга — трагическая и светлая повесть о судьбе детей из большого города, в большом городе попадающих в эпицентр вооруженного конфликта между двумя странами-соседками.

66. Тамара Михеева. Фантастическая повесть «Дети дельфинов». Издательство «КомпасГид»

67. Ульф Старк. «Мой друг Перси, Буффало Билл и я». Издательство «Самокат»

68. Нина Дашевская. Повесть «Скрипка неизвестного мастера». Издательство «ДЕТГИЗ»

69. Фрида Нильсон. Меня удочерила горилла. Издательство «Самокат»

70. Елена Новичкова, Екатерина Бунтман, Анна Ратина. «Пётр I». Издательство «Лабиринт Пресс»

300 лет отделяют нас от эпохи смелых начинаний и небывалых перемен. На страницах этого интерактивного исторического издания под пушечную пальбу, стук топоров и плеск балтийских волн предстаёт Пётр Великий. Царь и корабельный плотник, полководец и простой бомбардир. Великодушный и скорый на расправу, отчаянный и дальновидный — поистине необыкновенный правитель огромной страны. В качестве дополнительных материалов — объёмные конструкции, подвижные элементы, клапаны, книжечки, интерактивные иллюстрации и карты, схемы сражений, постер с портретами сподвижников Петра Великого, модель ботика для сборки

Возраст: 12-17 лет

71. Мария Бершадская. Сборник стихов «Море, которого нет на карте». Издательство «Росмэн»

72. Виктор Лунин. Сборник рассказов «Зверье моё». Издательство «БерИнгА»

73. Лоран Кантен. Катрин Рейсер. Энциклопедия «Мир в XIII веке». Издательство «Пешком в историю»

74. Теа Бекман. Крестовый поход в джинсах. Издательство «Пешком в историю»

75. Фанни Бритт. Графический роман «Джейн, лиса и я». Издательство «Белая ворона»

76. Евгений Рудашевский. Повесть «Здравствуй, брат мой Бзоу!». Издательство «КомпасГид»

77. Тамара Цинберг. Повесть «Седьмая симфония». Издательство «Речь»

История блокадной девочки, едва выживавшей, как и другие ленинградцы, но взявшей на себя груз заботы о беспомощном трёхлетнем мальчике.

78. Нина Дашевская. Повесть «Я не тормоз». Издательство «Самокат»

 Эта книга — победитель шестого сезона Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру». Сбивчивый монолог 13-летнего Игната, перемещающегося на роликах, самокате, скейте по Москве. Ему надо везде успеть. И на ходу он рифмует, рисует, читает. А ещё мечтает научиться играть на трубе. Ему интересно всё! Темп жизни Игната подобен темпу жизни мегаполиса.

79. Лоис Лоури. Роман «В поисках синего». Издательство «Розовый жираф»

80. Виктория Лебедева. Цикл рассказов для семейного чтения «Девайсы и гаджеты». Издательство «Премудрый Сверчок»

81. Ирина Дегтярева. Повесть «Степной ветер» о деревенском мальчике Мишке. Издательство «АСТ»

82. Крис Грабенстейн. Повесть «Побег из библиотеки мистера Лимончелло». Издательство «Карьера Пресс»

83. Роланд Смит. Приключенческий роман «Пик». Издательство «Розовый жираф»

84. Фрэнк Коттрелл Бойс. Повесть «Просто космос». Издательство «Розовый жираф»

85. Ая эН. Повесть «Ёлка, которая пароход». Издательство «Росмэн»

86. Евгения Путилова. «Золотых ступенек ряд. Книга о детстве и книги детства». Издательство «ДЕТГИЗ»

87. Александр Шаров. «Волшебники приходят к людям». Издательство «Речь»

88. Дэн Смит. Тайна брата. Издательство «Клевер-Медиа-Групп»

Первая книга новой серии «Просто хорошие книги» повествует о героических юношах и девушках, живущих под гнётом самых жестоких тоталитарных режимов. Но и здесь всегда найдутся люди, готовые отстаивать свободу и справедливость. Эдельвейс − цветок, растущий в невероятно трудных природных условиях, − давно стал символом мужества и стойкости. Именно это имя выбрали для своего союза юноши и девушки, не побоявшиеся в нацистской Германии сохранять верность своим убеждениям.

«Пираты эдельвейса» распространяли листовки, дрались с членами Гитлерюгенда, поддерживали военнопленных. Осенью 1944 года большинство активистов были задержаны и посажены в тюрьмы и концлагеря. В Кёльне были казнены 13 молодых людей, связанных с этой организацией.

89. Франческо Д`Адамо. Роман «История Икбала». Издательство «КомпасГид»

90. Елена Шолохова. Повести «Плохой, жестокий, самый лучший», «Ниже бездны, выше облаков», «Звезда». Издательство «Аквилегия-М»

91. Юлия Яковлева. Роман-сказка «Дети ворона». Издательство «Самокат»

92. Ирина Богатырева. Повесть «Кадын». Издательство «Эксмо»

93. Маша Рольникайте. Документальная повесть «Я должна рассказать». Издательство «Самокат»

94. Мари-Од Мюрай. Роман «Умник». Издательство «Самокат»

95. Анастасия Малейко. Моя мама любит художника. Издательство «КомпасГид»

96. Ларри Гоник. Алгебра. Естественная наука в комиксах. Издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус»

97. Марилин Пленар. Сказки о мастерах и ремёслах. Издательство «Редкая птица»

98. Наталья Евдокимова. Повесть «Аквариумные рыбки». Издательство «Премудрый Сверчок»

99. Дэвид Маколи. Иллюстрированная энциклопедия «Как это построено. От мостов до небоскрёбов». Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

100. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Повесть «Открытый финал». Издательство «Время»

Сюжет книги закручивается вокруг одного из воспитанников студии бального танца. У каждого из юношей и девушек свои переживания, а в финале все они столкнутся с общей драмой. Под угрозой судьба их тренера − человека жёсткого, но всей душой преданного своему делу. Семейные проблемы, подростковые комплексы, попытки разобраться в своем призвании, конфликты с родителями, влюблённость и амбиции. Герои этой истории выйдут из неё другими людьми.

 


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС 
В.И. ДАЛЯ. К 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ


Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». 

Псевдоним - Казак Луганский. Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». 

По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка. Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля. В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди 

По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале. В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник "Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый." Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги. В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – "Бикей" и "Маулина" (1836) и о башкирах – "Башкирская русалка" (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал "Исследование о скопческой ереси" (1844). Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк ("Уральский казак", 1843, "Денщик", 1845, "Чухонцы в Питере", 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы "Картины из русского быта" (1848), "Солдатские досуги" (1843), "Матросские досуги" (1853), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей». 

В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др. 

В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук. 

В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов. Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872.



11 ноября - 200 лет со дня рождения Ф.И.Достоевского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. К 200-ЛЕТИЮ

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.

  Библиотека ОШ №39



Биография

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.

Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.

Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латынинском

В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.

В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.

В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.

Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, ГомерЛермонтовГогольПушкин – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.

В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Личная жизнь

Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.

Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.

Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя - Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.

Анна Григорьевна родила супругу четверых детей: дочерей Софью и Любовь, сыновей Федора и Алексея. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.

Начало творческого пути

Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1844 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».

Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.

Вскоре Достоевский поссорился с Тургеневым и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.

Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.

Арест и каторга

Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.

В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.

Портрет Федора Достоевского

Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.

Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.

В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» - хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения.

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».

 

Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.

Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» - писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Смерть

Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни.

Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора.

Цитаты Достоевского

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

 

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

 

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

 

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

 

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

 

Мир спасёт красота.

 

Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

 

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

 

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

 

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

 

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

 

Жизнь задыхается без цели.

 

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

 

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

 

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

 

 


Ноябрь 2020

Выставка рисунков учащихся 1-5 классов на тему: "По следам героев любимых книг".



Выставка рисунков к стихам русских поэтов о природе "Поэзия в сердце моём". 




Декабрь 2020

Конкурс плакатов и стенгазет на тему "Учебник- твой лучший друг. Береги его!"


Презентации "По страницам произведений родного края"
Творческие работы учащихся 7-9 классов

1. "Интернет и книга" .
2. "Известные великие люди - библиотекари"
3. "Роль книги в жизни человека".



Памятки



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ОСНОВНАЯ ШКОЛА №39 ГОРОДА МАКЕЕВКИ"

 

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа

на тему:

"С именем писателя- земляка

край родной прославляю"

 

Номинация: Поисковая и исследовательская деятельность

 учащихся в области литературного краеведения родного края

 

 

 

Работу подготовила

учащаяся 3-А класса

МБОУ "ОШ №39 г. Макеевки"

Ковалева Оксана 

Руководитель Спасенко О.П.,

учитель начальных классов






2022 год




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………… ...3

Раздел 1. В.А. Заверюха - детям…………………………………………….4

Раздел 2. Произведения В. Заверюхи……………………………………….5

Раздел 3. Сети детям не игрушка……………………………………………6

Заключение…………………………………………………………………...7

Литература……………………………………………………………………8

Приложение 1………………………………………………………………...9

Приложение 2……………………………………………………………….10

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

         Богато литературное наследие Донского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. В наше время школьники совсем не знают современных писателей. А жаль, я уверена, что среди них точно найдутся интересные люди.

         Я решила посвятить свою работу творчеству детского поэта, нашего земляка - В.А. Заверюхи. Он живет рядом с нами, а мы ничего о нем не знаем. Я решила больше узнать о его жизни и творчестве.

         Цель проектно- исследовательской работы:

изучить творчество писателя - земляка В.А. Заверюхи.

         Актуальность.  История страны, республики, деревни складывается из биографий и судеб отдельных граждан. В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Данная работа «С именем писателя-земляка край родной прославляю» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые прославляют свою малую Родину.

         Долг каждого ученика - знание истории малой родины, память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик                              Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

         Гипотеза исследования: Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у детей.

         Объект исследования: люди (земляк), его личный пример, вклад             В.А. Заверюхи в формирование мировоззрения  детей.

         Предмет исследования: биография земляка, его краеведческая, общественная и трудовая деятельность.

         Проблема исследования. Часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

         Задачи:

- исследовать биографию и творческую деятельность В.А. Заверюхи;

- изучить информацию из различных источников;

- через исследовательскую работу познакомить всех желающих с творчеством В.А. Заверюхи.


Раздел 1. В.А. Заверюха - детям

     

         Мы иногда и не подозреваем, что совсем рядом с нами, в одном городе или даже на одной улице живет детский писатель. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с таким человеком – Виктором Алексеевичем Заверюхой.

         Виктор Заверюха - полковник пожарной охраны в отставке родом из Макеевки, майор службы гражданской защиты, педагог по образованию.  Он написал для детей более 200 стихотворений, выбрав сложную и нужную тематику – о пожарной безопасности.  «Каждая последующая моя книжка является продолжением предыдущей по правилам пожарной безопасности в стихах», - говорит автор.

         Стихи Виктора Алексеевича учат в детских садах и школах города, кроме того, поэт сам постоянно выступает перед детьми.

         Каждая книжка серии начинается со стихотворений для самых маленьких ребят, а ближе к концу идут более осмысленные поэзии-советы, которые пригодятся не только детям, но и их родителям. Идеи своих стихотворений Виктор Алексеевич черпает не только из собственной практики, но и из окружающей жизни. Например, основой для одного из его стихотворений стал котенок, которого Виктор Заверюха увидел играющим с коробком спичек.
          «Я учу дитя, что в жизни все не так просто – есть и опасность. Однако полностью ухожу от трагедии. Мои книги написаны в оптимистичном плане. Художникам-оформителям тоже говорю: «Если я пишу с юмором – вы и рисуйте с юмором. Не надо плачущего ребенка – он должен улыбаться, это шалунишка, а не преступник», - говорит автор.
         Все его стихи жизненные, заставляют задуматься. Они написаны на основе реальных событий из жизни, опираясь на статистику службы МЧС города, протоколы и материалы. «Если в жизни много смертельных исходов на пожаре, героев книг, которые списаны с реальной жизни, я оставляю в живых - спасаю или они спасают друг друга», - говорит Виктор Алексеевич.

         Книги Виктора Алексеевича уникальны тем, что впервые в мире он говорит о серьезных вещах, таких как, правила безопасной жизнедеятельности – в стихах.

 

Раздел 2. Произведения В. Заверюх 

         Серия книг, изданная макеевским поэтом В. Заверюхой, придет на помощь каждому ребенку и станет первой энциклопедией по пожарной безопасности.

         В этих красочных, ярко проиллюстрированных книжках просто и доходчиво изложены главные правила пожарной безопасности и даже имеются странички с рисунком для раскраски.

 

Просим. Очень просим вас:
Не включайте, дети, газ!
Не включайте сами -
Это дело мамы.
Ведь прекрасно каждый знает.
Шуток газ не понимает.
Как взорвется он ужасно -
Будет больно, будет страшно!

         Именно такие простые и понятные каждому ребенку стихотворения входят в серию книг по пожарной безопасности В. Заверюхи.

         Виктор Алексеевич вложил в свои произведения частицу своей души, знания, накопленные во время работы в пожарной охране, и свои способности к творчеству. Поэтому и получились его стихотворения такими интересными и понятными дошкольникам и школьни

         В стихотворении «Смех покоряет всех»ворится о том, что даже лев – царь зверей не может «наплевательски» относиться к правилам безопасной жизнедеятельности. Потому что цена непослушания – жизнь.

         А как же все мы любим бывать на природе! Но, уходя домой, нечаянно забудем пластиковые и алюминиевые банки и бутылки на полянке. А потом спросим: «Почему плакал лисенок?» И на этот вопрос у Виктора Алексеевича есть свой ответ в стихотворении «Почемисенок плакал?». Наш автор, от лица всех животных леса, спрашивает каждого маленького ребенка, да и наверно, нас с вами: «Что оставим мы потомкам?»

         И если ребенок, прочтя стихотворение, задумается над этим вопросом, значит наш мир изменится и станет лучше. И человек перестанет быть непрошенным гостем в лесу.

         В отличие от человека, в жизни животных и птиц все подчинено правилам и строгому порядку. Так давайте и мы соблюдать этот мировой порядок, обязательно учить этому детей, чтобы еще многие века любоваться голубой планетой. А в этом нам обязательно помогут книжечки нашего макеевского детского писателя Виктора Алексеевича Заверюхи.

Раздел 3. Сети детям не игрушка

         В своих статьях Виктор Алексеевич поднимает вопрос увлеченности детей социальными сетями. Писатель утверждает, что бесконтрольное "сидение в интернете" оказывает пагубное влияние на детей:

"Дети всё больше подвергаются зависимости от соцсетей. Они без контроля смотрят "ленты", игры, видео, и это — вовсе не безобидное увлечение! У детей появляется рассеянность, теряется память, развиваются различные заболевания. Они плохо учатся, ничего не читают, отказываются от забот по дому, от общественных обязанностей".

         Возникает вопрос: Что же делать? Виктор Алексеевич дает совет родителям:

"Надо спасать детей, возвращать их из виртуального в реальный мир. Как? Не запретами, а создать реальную атмосферу и реальные ориентиры движения "Детям — безопасный интернет!". Учить детей безопасному интернету так же, как мы учим безопасному обращению с огнём, газом, электричеством, с живой природой.

Наша задача — вовремя заметить увлечение ребёнка и дать толчок к развитию в реальной жизни. Найти такие слова, чтобы ребёнок осознал, что мир надо строить своими руками и своим умом, на своей родной земле и гордиться этим.

         На это сразу реагируют родители: как же так? Дома телевизоры, компьютеры, телефоны… Отвечаю: завели ребёнка — меняйте образ жизни. Вместе читайте книжки, обсуждайте прочитанное. Вместе ходите на прогулки, экскурсии. Заниматься с детьми — увлекательно и полезно!".

 

Заключение

         Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.

         Работая над проектом, я познакомилась с творчеством прекрасного детского поэта, моего земляка - Виктора Алексеевича Заверюхи. Этот человек своим трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны.

         Стихи Виктора Алексеевича легкие и открытые, понятны и доступны детям разных возрастов. Они, в игровой форме, с юмором и шуткой, помогают ребенку осознать радость и опасность обращения с огнем, учат здоровому образу жизни, уважительному отношению к родителям и старшим.

         Я очень рада, что в ходе своей работы познакомилась с творчеством удивительного и талантливого поэта, который любит детей и свое дело. Его произведения- это огромная помощь учителям и родителям, ведь знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, качественно повышает уровень патриотизма у детей. А дети любят стихотворения                             В. Заверюхи за доброту, за понимание их проблем и окружающего их мира, за добрые сказки с хорошим концом.

      

Литература

 

1. Заверюха В.А. Серия "Не играйте. Деточки, с огнем". Книжка 16. Рассвет в лесу/ Заверюха В.А. - Донецк: ООО "Полиграфический дом "Донеччина", 2010.

2. Заверюха В.А. Серия "Не играйте. Деточки, с огнем". Книжка 18. Лесные истории / Заверюха В.А. - Донецк: ООО "Полиграфический дом "Донеччина", 2010.

3.       https://zavtra.ru/blogs/seti_detyam_ne_igrushka

4. https://znanio.ru/media/znakomstvo-s-biografiej-i-tvorchestvom-vzaveryuhi-sbornik-rassvet-v-lesu-2513071



Комментариев нет:

Отправить комментарий