Положение об использовании физкультурных минуток

 

Рекомендовано

Методическим советом

Протокол № _____ от _______

Утверждено

приказом по школе № от

 

Вр.и.о.директора

_____________ Т.Н.Думбай

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФИЗКУЛЬТУРНЫХ  ПАУЗ)

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 «ОСНОВНАЯ ШКОЛА  № 39 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Макеевка 2019

1. Общие положения

1. 1. «Положение о проведении физкультурных минуток (физкультурных пауз) на  уроках»  (далее – Положение) – локальный акт, определяющий требования, виды, место к данному этапу урока.

1. 2. Физкультурная минутка (далее – физкультминутка) является обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока.

 

1.3. Физкультминутка (ФМ) это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.

 

2. Цели проведения

2.1.Физкультминутка положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга обучающихся:

 

- активизирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

 

- улучшает кровоснабжение внутренних органов  и работоспособность нервной системы.

 

2.2. Назначение физкультминутки – активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.

 

3.Требования к проведению физкультурных минуток

(физкультурных пауз)

 

3.1. Физиологически обоснованным временем проведения физкультминуток является 15-20-ая минута урока.

 

3.2. Продолжительность физкультурных  минуток составляет 2-5 минут.

 

3.3. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз.

 

3.4. Комплексы подбираются в зависимости от типа, структуры, содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, что не снижает к ним интереса, следовательно, результативности.

 

3.5. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления, важно обеспечение позитивного эмоционального настроя.

 

3.6. Предпочтение нужно отдавать упражнениям утомленных групп мышц.

 

3.7. Эффективнее проводить физкультминутки под стихотворный текст. При подборе  стихотворений следует обратить внимание на следующее:

- содержание текста должно сочетаться с предметом;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- текст произносится учителем, обучающимся, может воспроизводиться в записи.

 

3.8. Продолжительность  физкультминутки зависит от степени утомления школьников.

 

4. Виды физкультминуток

4.1. Упражнения для снятия  общего или локального утомления.

4.2. Упражнения для кистей рук.

4.3. Гимнастика для глаз.

4.4. Гимнастика для слуха.

4.5. Упражнения, корректирующие осанку.

4.6. Дыхательная гимнастика.

 

5. Применение физкультминуток в зависимости от вида деятельности

Преобладающий вид деятельности – письмо.

В процессе письма школьник, как правило пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук, упражнении для коррекции осанки.

 

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать – гимнастику для глаз.

 

Преобладающий вид деятельности обучающихся на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно действует на зрение, поэтому на данном типе урока используют  гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения  помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей

 

Примерные упражнения для воздействия на разные группы мышц

 

1. Исходное положение: стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз влево. Резко повернуть таз вправо. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 раза. 


2. Исходное положение: стойка ноги врозь, руки за голову. Сделать круговое движение средней частью туловища в одну сторону. То же в другую сторону. Дыхание произвольное, без задержек. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 раза. 3. Исходное положение: ноги на ширине плеч, кисти рук поместить на грудь так, чтобы они ощущали движение рёбер. Проделать круговые движения локтями вперёд, вверх, назад, а затем в обратную сторону. Повторить 3 раза.

 

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения


1. Исходное положение: сидя на стуле. Плавно наклонить голову влево, наклонить голову вправо, не поднимая плеч. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. 


2. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. 3.Скольжение подбородком по грудине вниз.

 

Упражнения для сохранения подвижности шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника


1. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать вдох, на выдохе медленно наклониться вперёд, поджимая живот, при вдохе выпрямиться. На выдохе наклониться назад, выпрямиться. Повторить 3 – 5 раз. 


2. Исходное положение то же. Повернуть корпус вправо и нагнуться к левой ноге, выпрямиться. Повернуть корпус влево и нагнуться к правой ноге, выпрямиться. Повторить 3 – 5 раз.

 
3. Исходное положение: ноги вместе, руки подняты вверх ладонями вперёд, пальцы вместе, глаза закрыты. Сделать вдох, на выдохе слегка расслабиться и потянуться вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 5 раз.

4.Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе, развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох, исходное положение - выдох. Повторить 3 – 5 раз.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

 

1. Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты параллельно полу, кисти направлены в сторону туловища, кончики пальцев тянем к себе. Делаем

несколько пружинящих движений, чередуя периоды напряжения и расслабления. Повторить несколько раз.

2. Исходное положение: ноги вместе, руки вытянуты перед собой на уровне плеч. Слегка сжав пальцы в кулак, резко поднимать и опускать кисти. Повторить 5 раз.

Упражнения для снятия утомления с глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.

2. Вращательными движениями глаз нарисовать восьмёрку слева направо и наоборот. Повторить 4 – 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.

 

4. Найти на разных стенах класса какое – либо выражение и прочитать его. 

5. Проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Дыхательные упражнения

1.Сидя или стоя сделать прерывистый вдох через нос. Выдохнуть медленно без усилий. Повторить 4 – 5 раз.

2. Исходное положение: ноги на ширине плеч, кисти рук на поясе ладонями на спине, большие пальцы – вперёд. Наклонять туловище вперёд и назад, вправо и влево, при выпрямлении – вдох, при наклоне – выдох.

Упражнения на концентрацию внимания

1. Учащимся предлагают находить и вычеркивать определенные буквы, знаки, в печатном тексте. Можно использовать любые печатные тексты.

2. Учащимся предлагается какой - либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, химических знаков) и дается задание точно воспроизвести его.

3. В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: мышьяк, бром, смех, столб, полк, хлор, зубр, удочка, углерод, набор, дорога, пирожок, китель.

Эмоциональная разрядка: нахмуриться, как рассерженный человек, улыбнуться, устать, как человек, поднявшийся на вершину горы, отдохнуть, как в вечер перед выходным.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий